Еще пара книжек про R101

Приехали с Амазона еще две заказанные мной книжки – The Millionth Chance Джеймса Лизора и R101: A Pictorial History Ника Волмсли. Напишу о них немного, тем более, что это очень пригодится в одной из следующих моих записей.

the-millionth-chance

Предлагаю всем желающим набрать The Millionth Chance в гугловском поиске по картинкам – чтобы оценить фантазию художников обложки других изданий этой книги. Наверное, своеобразное “журналистское расследование” Джеймса Лизора – самое известное изложение событий, приведших к катастрофе дирижабля R101 в 1930 году. Книга была написана в 1957 году, когда были живы некоторые из “очевидцев”, и была достаточно “сенсационной” – потому что, как и положено в жанре “журналистского расследования”, выставляла в невыгодном свете очень многих людей, так или иначе связанных с проектом.

Конечно, есть правило “о покойниках либо хорошо, либо ничего” – тем более, что многие из “ответственных лиц” погибли в катастрофе, да и титулы типа Right Honourable плохо сочетаются с неприглядной ролью в этом тогдашнего министра авиации Кристофера Томсона – во всяком случае в том виде, как она показана в этой книге – но жанр требует “разоблачений”, а уж у профессионального журналиста Лизора они получались прекрасно – причем на любую тему. Любители официальных версий могут познакомиться с официальной версией событий, изложенной в отчете комиссии по расследованию катастрофы – а здесь те же факты излагаются “в новом свете”.

Например, технические проблемы, преследовавшие R101 в течение всей его недолгой жизни, у Лизора не обходятся стороной – а подчеркиваются. Сравнение двух построенных по одному техническому заданию дирижаблей – R100 и R101, естественно, не в пользу последнего – пожалуйста. Тщательно подобранные цитаты из писем и высказываний лиц, ответственных за выполнение проекта – сколько угодно. Добавляем ко всему этому достаточно живое изложение, “очеловечиваем” это “художественными” диалогами между участниками событий, а под конец – добавляем мистики в виде спиритического сеанса, якобы произошедшего спустя некоторое время после катастрофы, где один из погибших офицеров дирижабля рассказывает в крайне общих и туманных выражениях о причинах катастрофы – и получаем замечательную книжку для раздела Fiction – “художественная литература” – на Амазоне.

Замечу, что Лизор нигде не приводит ссылок на то, откуда он взял те или иные утверждения. Многое, якобы, почерпнуто из разговоров с “очевидцами”, перечисленными в предваряющих книгу “благодарностях” – и, возможно, это так – но крайне сложно отличить авторский вымысел от действительно имевших место разговоров. Правда, для “популярной истории” это и не нужно. Если вы хотите получить представление, на что похожа эта книга – представьте что-то типа “сенсационных расследований” Бушкова или Широкорада. Может быть, там и изложены интересные факты или их оригинальные интерпретации – но все их надо проверять и перепроверять.

r101-a-pictorial-history

Про фотоальбом R101: A Pictorial History много писать не буду – потому как кроме фотографий, там ничего и нет. Интересно посмотреть на строительство дирижабля или на снимки интерьера, да выяснить из подписей, что Джордж Хант, старший рулевой, как и положено non-commisioned officer, мог непрерывно ругаться в течение 10 минут – собственно, то, что можно про эту книгу написать, этим и ограничивается. Впрочем, фотографии в ней интересные, многих из них вы нигде больше не найдете, и если тема вас как-то интересует – то книжку можно заказать на Амазоне. И не только – но это оставим в качестве cliffhanger’а для одной из моих будущих записей. Пока скажу только, что с Амазоном торопиться не стоит :)

Комментарии отключены.