Псевдогород Москва

Прислали ссылку на очень интересную карту. На ней цветом показано среднее commute time — время, затрачиваемое на поездку до работы — по разным counties в США (в ЖЖ не показывается, жмите на ссылку).

US Census Bureau подсчитало, что 2% населения США тратят на поездку на работу или обратно более полутора часов. Самым сложным в транспортном отношении был признан район Нью-Йорка — но и там с трудом можно найти места, где commute time составляет более 45 минут. Интересно, что бы там не говорили разные зялтокацы, в таких городах, как Хьюстон или Сан-Франциско, считающихся «автомобилизированными» (по Кацу — стоящими в жутких пробках), это время обычно не превышает даже получаса.

А что в Москве? Даже днем, при оценке пробок в «пять баллов по Яндексу» дорога из, скажем, Свиблово в так называемое Москва-Сити займет 40-50 минут. В «час пик» — нормальным считается полтора часа, то есть mega-commuting по-американски. Думаю, что ни для кого не секрет, что большая часть москвичей живет в «спальных районах», а на работу ездит в «центр»? Давайте я не буду говорить ничего о ездящих в Москву жителях, скажем, Раменского или Воскресенска (умные люди говорят, что это тоже «часть московской агломерации»).

Про пробки разговаривать неинтересно — все и так все про них знают. Предлагаю обсудить одну из непосредственных причин этих пробок — а именно, такое «градостроительное» решение, как «спальные районы». «Лояльный эксперт» Михаил Блинкин, например, предпочитает эту тему не обсуждать, сводя все к шуткам:

Сделаю небольшое отступление: недавно господин Кузьмин – главный архитектор Москвы – выступил с фундаментальной идеей: если бы 40 % жителей совмещали место работы с местом жительства, транспортная проблема была бы решена.

Отвечая на это в эфире одного из ТВ-каналов, я сказал, что я знаю градостроительный рецепт, при котором этот показатель равен не 40%, а даже 100 %. Мальчик-журналист очень удивился и спросил, как это называется. Концлагерем называется…

Допустим, что в «индустриальном» городе само по себе появляется разделение на «жилые» районы и «промзоны» — хотя в 20-30-е годы существовала концепция «соцгорода», где промышленные предприятия вытягивались в длинную линию, вдоль которой строились рабочие поселки. Но офисные центры — это не заводы, жить рядом с ними вполне можно. В «постиндустриальной» Москве удивляет то, что любая, даже самая мелкая и гнусная фирмочка стремится открыть офис непременно в пределах Садового кольца. «На крайняк» сойдет и Третье — но это уже совсем-совсем плохо.

В каком-то из обсуждений этой ситуации я прочитал такую точку зрения: мол, размещая офис в центре, фирма имеет возможность выбирать из большего числа потенциальных работников. Возможно, это имеет смысл, если фирма занимается чем-то уникальным. Но если вся «работа» заключается в «перекладывании бумажек»? Как же работают такие «фирмы по перекладыванию бумажек» в городах с населением менее 10 миллионов человек?

Если посмотреть на карту Москвы, то на ней можно увидеть более-менее связные «кластеры» с населением, ориентировочно, порядка 0,5-1,5 миллиона человек — то есть соответствующие российским областным центрам. Что, сложно работать с «кадровым пулом» всего в полмиллиона человек? А что же тогда делают кадровики в Смоленске или Воронеже?

Создается впечатление, что объяснение при помощи «кадрового вопроса» — это «рационализация» всяких «комплексов». «Офис в центре» — это же «престижно», правильно? Только не пристало «креативному классу» пользоваться риторикой «крутых бизнесменов» из 90-х, вот и придумывают всякие отмазки. А я уверен, что если бы всемогущий злой волшебник вдруг разделил москву на десяток отдельных городов, да и перенес бы их на 200 километров друг от друга — то сильно хуже бы и не стало. Город, в котором живут 12 миллионов человек, вряд ли можно считать чем-то «единым». Остается ждать лишь появления настоящего ховринского сепаратизма.

Псевдогород Москва: 9 комментариев

  1. Фирмы по перекладыванию бумажек — возможно.

    А ты давно, например, хорошего* iOS программиста в Москве искал? Да ещё с каким-нибудь опытом, релевантным специфической предметной области?

    1. …и чтобы на второй день начал ебашить код в продакшене, да?

      Нет, ты мне объясни, как выживают программисты в Белоруссии, где на весь Минск — меньше 2 миллионов населения. Это сравнимо с одной-двумя «связными компонентами» Москвы. А при этом белорусский аутсорсинг вполне себе существует.

      А я тебе еще более страшную вещь скажу — я тут видел программистские фирмы в таких городах, как Екатеринбург (1,4 миллиона) — это в России, или Альбукерке, штат Нью-Мехико (529 тысяч). Ничего, живут как-то. Зажрались москвичи, ой зажрались.

    2. А что мешает взять просто хорошего разработчика и чтобы он вам написал нормально приложение? Конечно на второй день ебашить код он не начнёт, но через две недели вполне себе реально.

      PS Чего-то я не понимаю этого помешательства на узких спецах.

    3. вот как раз хорошего iOS программиста (да как и любого хорошего программиста) совершенно не обязательно тащить ежедневно в офис через весь город. Он прекрасно может работать дома, выбираясь в офис раз-два в неделю на какое-либо совещание рабочей группы или типа того. Я в таком режиме (хотя и не iOS) работал три года, рулез неимоверный. Когда в 2010 вся Москва в офисах дышала дымом прижавшись к кондеям, я каждый час из тенечка беседки прыгал в бассейн. :)

  2. Уникальным или узко направленным как раз в Москве делать нечего, поэтому мы с антенным хозяйством уезжаем все дальше и дальше от столицы, а помещения на деловом центре только для понтовых встреч с понтовыми заказчиками.

  3. «А что же тогда делают кадровики в Смоленске или Воронеже?»

    Стреляются. Найти работника практически невозможно.

      1. дык это… чуть выше было про iOS разработчкика. Искал пол-года назад такого.
        Пришло одно резюме, хотя и гиперболично, но характерно-показательно.
        18 лет, 1-й курс, портфолио нет, рекомендаций нет, желаемая зарплата 100тыр.

  4. Определенное жлобство. Человек готов тратить на дорогу в три раза больше, что бы иметь зарплату на 10% выше. И отсутствие централизации при подборе кадров, в результате два человека на противоположенных окраинах не могут найти работу рядом, а ездят через весь город встречными курсами.
    А транспортная проблема не в том, что народ из спальных районов ездит, а в перекрестках и тупорылых развязках. Вот сделали выезд с внешнего ТТК на ленинградку в область. И чо? В 7 утра уже пробка. Вот как можно было спроектировать бессветофорный правый поворот, что бы он стоял? Это, определенно, алтернативно-одаренные архитекторы…

    Кстати, пример: мне надо из Внуково на ВДНХ, В принципе есть вариант «в лоб»: ленинский, якиманка, моховая, лубянка, проспект мира.
    Однако на практике ехать надо либо МКАД-троекуровский-рябиновая-кутузовский-ТТК (три светофора), либо МКАД-звенигородское-ТТК (воообще без светофоров). Вчера яндекс с нагатинской набережной до Голицино предложил ехать так: набережная, варшавка, ТТК, звенигородка (!), МКАД, минка.

Добавить комментарий для electronick Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *