Про Game of Thrones, дона Рэбу и муниципальных депутатов

Нехорошие люди подсадили меня на сколько-там-логию Джорджа Мартина. Сначала восторженные записи в ЖЖ и на форумах, затем — HBO-шный сериал, потом и до книжек докатился. Дальше, видимо, только шит из крышки от мусорного бачка и меч из швабры. Нет, в толчки я записываться не собираюсь.

Так вот, чем отличается Мартин от того «фентези», которое я иногда замечаю в руках у попутчиков в электричке? Толкиен писал «Властелина колец», как стилизацию под средневековый эпос — с добрыми волшебниками, злыми колдунами, отважными героями и прекрасными принцессами. В рамках жанра недопустимо, скажем, чтобы «положительные» персонажи имели хоть какие-то недостатки. Прекрасный принц не может напиваться до беспамятства по пятницам и гонять свою прекрасную принцессу по фамильному замку с прославленным мечом древних героев наперевес и криками «Убью суку!». Вселенскому злу полагается умереть в мучениях, после чего все живут долго и счастливо. В общем, допустимо только «черно-белое» восприятие персонажей.

Разумеется, что поклонники и подражатели Толкиена считают это неотъемлемым атрибутом жанра, после чего и появляется вся та говнолитература в руках пассажиров электричек. Человечество немного потеряло бы, если бы все эти «шедевры русского фентези» сразу печатали в рулонах с перфорацией. Говорят, что «массовое» импортное фентези примерно такое же — но я его не читал, даже краем глаза, и ничего сказать не могу. Попытки отойти от канонов жанра встречают зверское неприятие поклонников. Того же Еськова с «Последним кольценосцем» заплевали в первую очередь за то, что Гендальф оказался интриганом, свергшим законного правителя Гондураса Гондора, Арагорн — вытащенным с помойки голодранцем и вообще, весьма неприятным типом, а эльфы — какими-то недофашистами под управлением погрязшего в интигах Политбюро.

Естественно, написать «Еськов говнюк, потому что эльфы по определению хорошие», или «Мартин дебил, потому что наследник древней династии не может по определению быть наглым мудилой», ни один поклонник фентези в здравом уме не может, поэтому начинается «выискивание блох» — например, кто-то дописался уже до того, что обвиняет Мартина в антиисторичности. Мол, не бывает тысячелетних династий — при этом никаких явных указаний на «тысячелетия» у Мартина нет, это что-то типа старинных преданий, а в «Пире стервятников» пишет следующее:

Самое старое, что у нас есть, написано после прихода андалов в Вестерос. От Первых Людей остались только руны на камне, поэтому все, что мы якобы знаем о Веке Героев, о Рассветных Веках и Долгой Ночи, пересказано септонами, жившими тысячи лет спустя. Некоторые архимейстеры Цитадели подвергают сомнению всю известную нам древнюю историю. В ней полно королей, правивших сотни лет, и рыцарей, совершавших подвиги за тысячу лет до первого появления рыцарей…

В общем, «толчки» видят, что Мартин далек от канонов жанра, испытывают к нему лютую злобу и ненависть и всячески это «рационализируют». «Нормальные» люди обнаруживают, что и фентези может иметь интересный сюжет — даже если про драконов там буквально три с половиной страницы.

Сorpuscula назвала творчество Мартина «Шекспиром для инженеров» — что, в принципе, верно. Никаким «великим вкладом в литературу» его творчество назвать нельзя, он просто совместил два жанра — «классическое» фентези в придуманном мире и политический детектив. Отдельно каждая из двух компонент глубоко вторична — фентези писали со времен Толкиена, политический детектив и того древнее — думаю, что Шекспир был далеко не первым. Более того, многие сюжетные линии у Мартина имеют исторические «прототипы» — например, очень многие считают, что события в книгах во многом «списаны» с борьбы Йорков и Ланкастеров.

Лучшая в мире советская фантастика прекрасно описала ощущения «толчка» от столкновения с политическими интригами. Братья Стругацкие писали, в первую очередь, про светлое коммунистическое будущее — настолько светлое, что для «борьбы хорошего с лучшим» пришлось отправлять персонажей заниматься «прогрессорством» во всякие Саракши с Арканарами. Вооруженные «базисной теорией средневековья» и похожими на «толчковские» черно-белыми представлениями о «хорошем» и «плохом» всякие доны руматы пытались изменить ситуацию к лучшему — и в конце концов «добивались» прямо противоположного.

Щенки мы, подумал он. В Институте надо специально ввести курс феодальной интриги. И успеваемость оценивать в рэбах. Лучше, конечно, в децирэбах. Впрочем, куда там…

Ошибка тут одна — интриги тут не «феодальные». Это только в светлом коммунистическом будущем Стругацких все картонно-хорошие, а до него — «человек человеку волк». Руководствуясь своим пониманием «хорошего» и «плохого», прогрессоры у Стругацких дошли до мега-продуктивной идеи — «чтобы все хорошие люди собрались и поубивали всех плохих». В это можно уложить и сюжет «Обитаемого острова», и «Трудно быть богом», и даже в «Попытке к бегству» просматривается вариант этого сюжета.

Возможно, что светлое будущее уже наступило. Во всяком случае, такое впечатление остается после чтения «околополитических» записей в ЖЖ. «Черно-белое» восприятие окружающего мира, «абсолютное зло» — либо в виде «партии жуликов и воров», либо в виде «наймитов госдепа», желание с этим злом непременно бороться, и вытекающее из этого «прогрессорство» встречаются почти в каждой записи. «Прогрессорство» — это хорошо, но…

[info]semiurg написал, на мой взгляд, очень неплохую запись, предлагая не заниматься этим «кухонным прогрессорством» и рассуждениями о борьбе с абсолютным злом, а попробовать что-то изменить в подъезде, в доме, в районе… Даже на «подъездном» этапе сложно остаться рыцарем-джедаем, а чем дальше забираешься — тем больше приходится сталкиваться с разнообразными «донами Рэбами». Какое-нибудь муниципальное собрание по накалу страстей уже не уступает шекспировской трагедии, и «самоочищается» от прекраснодушных рыцарей и прочих «прогрессоров».

Вот, кстати, и живой пример нарисовался. Один мой однокурсник успел задолбать в своем районе военкома, а затем пролез в муниципальное собрание, где занялся «борьбой с жуликами«, сочетая ее с модным «прогрессорством» в духе Максима Каца. Что дальше? Задолбавшиеся военком с нормальными муниципальными депутатами решили «прогрессора» припугнуть — несильно, на пару-тройку децирэб :) «Прогрессор» испугался и заголосил в собственном ЖЖ в духе «наших бьют!» С интересом слежу за дальнейшим развитием истории, а также жду третьего сезона сериала и шестой книги :)

Про Game of Thrones, дона Рэбу и муниципальных депутатов: 8 комментариев

  1. Джорж Мартин еще любит калечить/убивать «положительных» персонажей.
    До того из фентези читал только Толкиена, да и то пролистывая пиры/попойки/и прочее, что не относилось к развитию сюжета. Мартина же читал запоем все, что переведено, именно из-за уходов от канонов фентези.
    В ожидании последних двух книг гляну Еськова (ну а вдруг).

    1. > Джорж Мартин еще любит калечить/убивать “положительных” персонажей.

      Да где там «любит»? За четыре книги более-менее значимых персонажей поубивали не так много, а покалечили разве что Джейме, ну и Тириону рожу украсили. Покойников «положительными» тоже по большей части не назовешь.

      > гляну Еськова

      Больших литературных достоинств там нет, это что-то наподобие «гоблинского перевода». Но «нестандартно» :)

      1. Относительно. Относительно мастодонтов фентезийных. Почти все Старки убиты, из оставшихся один покалечен… Последнюю книгу читал? «Танец с драконами» или как-то так.

  2. Давно хотела сказать: мне очень нравится твой ход мысли — зачастую, даже в несовпадающих с моими взглядах.

  3. Во всём прав, только конец поста отвращает. «С интересом следишь» за тем, как человек, по твоим собственным словам, идеалистический и правый, получает по голове ни за что? С поп-корном и тролльской ухмылкой, небось? Это, конечно, в высшей степени благородно.

    1. По каким «моим собственным словам»? Да, «идеалистический», я с этим не спорю. Но «правый» — отчего это вдруг?

      Еще про «ни за что». Есть за что — он сам же признает, что «жужжит и мешает жульничать». Думаешь, так называемые «жулики» будут сидеть на попе ровно? Сожрут и не подавятся.

      Ну и последнее. Да, я сволочь. А ты не знал?

Добавить комментарий для Шура Люберецкий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *