Про «врагов унутренних»

— Унутренними врагами мы называем усех сопротивляющихся закону. Например, кого?
— Так что бунтовщики, стюденты, конокрады, жиды и поляки!

Из всего этого обширного списка речь пойдет о «стюдентах». По альма-матери расклеены вот такие листовки (кликабельно):

igmsustipigmsuzakon

О чем говорится в первой листовке? «Студенты, аспиранты и сотрудники», кстати говоря, нигде не называющие себя, требуют повышения стипендий. При этом они упоминают, что нынешняя стипендия составляет 1100 рублей. Это, например, стоимость 10 обедов в МГУшной столовой (и то не всякой). Не забываем о том, что студенту нужно купить еще и проездной на автобус или метро (по 250, ЕМНИП, рублей) — и возникает резонный вопрос: можно ли жить на эту стипендию? Ответ, разумеется, нет. Более того, нынешнюю стипендию никак, кроме как «подачкой», не назовешь. О каких «определенных материальных возможностях» говорится в листовке?

Когда-то давно на форуме мехмата кем-то из тогдашних студентов было озвучено мнение, что для того, чтобы не работать и не обременять, например, родителей, студент должен получать стипендию в размере 8-10 тысяч рублей. Если принять советскую стипендию за 40 тогдашних рублей и «обменный курс» за 1:200, то получим как раз озвученые на форуме цифры. Почему в 70-е годы студенту платили за сам факт учебы без троек?

Давайте посмотрим на российское высшее образование со стороны государства. Есть довольно большое количество разнообразных «университетов» (большая часть которых — бывшие педвузы) и «технических университетов» (бывшие технические ВУЗы, отрастившие факультеты менеджмента, маркетинга и других модных иностранных слов). Каждый год в эти «университеты» вливается немалое количество денег, а на выходе получаются какие-то абсолютно никому не нужные «специалисты». Да-да, денег уходит, как на подготовку инженера, а работает это чудо каким-нибудь «менеджером по продажам». А теперь почитаем вторую листовку в части о «уже реализуемых реформах».

— переход ВУЗов на финансирование через легко урезаемый госзаказ — а что еще делать, когда ВУЗы «раздулись», требуют денег, а их выпускники оказываются невостребованы в экономике? Оплачивать нужно лишь тех, кто действительно нужен. Как бы вы отнеслись к «торговле в нагрузку» в супермаркете, когда жвачку Stimorol можно купить только вместе с парой килограмм гнилой мелкой картошки и прочих неликвидов?

— «множащие неравенство» стимулирующие надбавки — деточки, это капитализм. Скажу больше. В Москве, например, работающие в одинаковых государственных школах учителя могут получать как 9 тысяч рублей в месяц, так и 90. Самый простой принцип капитализма — кто не работает, тот не ест.

Про ФГОСы, взимание платы с родителей в средней школе и сокращение 200 тысяч учителей говорить не буду, во ФГОСах ничего про оплату обучения и сокращение учителей не говорится.

Для полного счастья почитаем и первую часть листовки. Чем нас пугают? Все той же отменой стипендии, оплатой магистратуры и аспирантуры, превращением ВУЗов в коммерческие структуры. Как выразился бы [info]sg_karamurza, «речь идет о смене парадигмы». Я скажу длиннее, но понятнее.

В России со времен Петра Первого высшее образование существовало лишь в интересах государства. В высшей степени это проявилось в СССР, когда существовала система распределения выпускников и их обязательной работы на выбранном предприятии. Кстати говоря, справка 086у, обязательная для поступающих — это тоже наследие «проклятого прошлого». Если у человека были какие-то заболевания, из-за которых, окончив ВУЗ, он не мог бы работать по специальности — то учиться ему просто бы не дали.

Пару дней назад слышал разговор двух теток в автобусе, которые обсуждали их общую знакомую, решившую в 55 лет поступить в институт, и успешно там учащуюся. Теток поразило то, что после окончания института та работать не собирается, а о причинах этого своего решения говорит просто: «Интересно». Кстати, и в проект нового закона об образовании проникло мнение о том, что выпускник ВУЗа должен потом «работать в народном хозяйстве» — там есть довольно интересная и критикуемая той же «инициативной группой» формулировка о финансировании обучения на бюджетных местах в ВУЗах 2,6% граждан в возрасте от 17 до 30 лет. Более чем уверен, что проскочила эта формулировка из документов еще советских времен.

Так вот, концепция патерналистского (или тоталитарного, если хотите) государства, которое контролирует все стороны жизни общества, и в том числе — сферу образования, благополучно сдохла под забором году так в 1991. Теперь, с точки зрения государства, студент учится в ВУЗе не для того, чтобы затем работать на госпредприятии, а для удовлетворения своих личных амбиций — «интересно» ему, например. Ради личных амбиций он идет в магистратуру, в аспирантуру — и, спрашивается, зачем государству оплачивать чьи-то личные амбиции?

Собственно, следствием этого является и коммерциализация ВУЗов. Немалая часть из них, кстати говоря, уже давно превратились в «чисто коммерческие» структуры, занимающиеся продажей дипломов гособразца по сходной цене.

Чего хочется авторам листовок? Да ничего особенного — за государственный счет заниматься своими личными тараканами в голове. Почему-то в России превратно понимают американскую по происхождению фразу «Я же налогоплательщик»! У нас «налогоплательщику» должны обеспечить здравоохранение, образование, да и вообще черта лысого — и все за его налоги. А вот, например, в Штатах к самосознанию налогоплательщиков обычно аппелируют тогда, когда надо сократить какие-нибудь расходы. Послушайте, например, песенку про Federal Aid.

Так вот, господа налогоплательщики. А вы хотите, чтобы в ВУЗах учились толпы бездельников, получали за это деньги в размере прожиточного минимума (а я еще не считаю затраты на раздутые штаты ВУЗов), а потом еще за ваши же деньги продолжали заниматься разной бессмысленной фундаментальной наукой? Ведь известно, все зло от них, от ученых — вон, в Японии АЭС взорвалась!

Предыдущий параграф писать было непросто — я же понимаю, что передо мной стоит громадная панель с двумя миллионами тонкопленочных транзисторов, а в железном ящике под столом «трудятся» интегральные схемы из миллиардов транзисторов, работа которых описывается уравнениями квантовой механики. Судя по обсуждениям адронного коллайдера, большинство думает совершенно иначе.

Можно, конечно, как предлагают в листовке, «распространять информацию», «организовывать обсуждение», «участвовать в акциях протеста» — но, как говорил бородатый Карл Маркс, «базис определяет надстройку» — и совершенно бессмысленно требовать от капитализма того, чтобы он обеспечил «надстройку» от того, что называлось «развитым социализмом». Ну а наука давно уже превращается в две совершенно разные вещи — в развлечение для богатых людей, как в каком-нибудь XVIII веке и в развеселые «занимательные опыты» по каналу Discovery. С чем всех и поздравляю.

PS Кстати, есть мнение, что «инициативная группа» относится просто к числу «вечно несогласных». Уверен, что если бы им предложили по окончании МГУ «увлекательную и творческую» работу в НИИ Говна и Торфа с окладом в 15000 рублей (такие предложения висят там на стенде рядом с гораздо более заманчивыми), они возмущались бы и против этого.

Про «врагов унутренних»: 10 комментариев

  1. Шура, ты не прав. Не знаком с этой «инициативной группой», хотя эти листовки и у нас висят, но проблема со стипендиями действительно стоит. Сразу предупреждаю, говорю о естественно-научниках, где-нибудь на экономфаке условия другие.
    По пунктам:
    -отмена/уменьшение/неувеличение стипендии. 1100 руб не позволяют жить, но могут составлять ~10-20% от месячного бюджета студента.

    -отмена социальных стипендий и матпомощи. Это 1-5 тыс в месяц для малообеспеченных студентов, инвалидов, сирот и т.д., которые в этих деньгах нуждаются. Я четыре года проработал в профкоме, и каждый год, по мере урезания бюджета, критерии отбора этих студентов сокращаются, т.ч. чистых халявщиков там нет, я это гарантирую (с). Кто есть, те хитрые *удаки.

    -исчезновение бесплатной аспирантуры. Не знаю, как ты, но я бы в таком случае учиться скорее всего не смог. Времени на полноценную работу «после учебы» действительно нет, денежных запасов у моей семьи тоже нет, зарплата у меня пока что мизерная (с перспективами, если повезет). По сути, речь о том, что сейчас аспиранты 3 года только учатся, чтобы потом с некоторой вероятностью зарабатывать деньги.

    -надбавки за звание профессора и проч — см пункт про стипендии. Сами надбавки мизерные, но при мизерных зарплатах и они важны, я тебе, по-моему, озвучивал цифры как-то. Кстати, касательно стимулирующих надбавок — за них я как раз всеми руками. Сейчас они существуют в виде пары именных стипендий типа Потанинской, плюс 25% за отличную сессию и все.

    Я понятию не имею, можно ли добиться от «базиса» хоть каких-либо поблажек, но смиряться с такими инициативами точно не хочется. Касательно превращения науки — я не понял, это стеб только отчасти или полностью? Да, стоимость образования неуклонно и довольно быстро растет, но «в этих ваших заграницах» практически всегда можно получить либо образовательный кредит, либо частичное софинансирование. Как ни смешно, но наша программа Кредо тоже все еще не развалилась…

    1. > 1100 руб не позволяют жить, но могут составлять ~10-20% от месячного бюджета студента

      А остальные 80-90% откуда?

      > Это 1-5 тыс в месяц для малообеспеченных студентов, инвалидов, сирот и т.д., которые в этих деньгах нуждаются

      Я понимаю, конечно, что всем хочется учиться, получить диплом, желательно красный, и все такое. Только какое отношение эти расходы имеют к образованию и почему они должны закладываться в государственный бюджет?

      > Не знаю, как ты, но я бы в таком случае учиться скорее всего не смог

      Я себе постоянно отдаю отчет, что мое желание учиться в аспирантуре — это моя личная прихоть, и мне повезло, что государство у нас пока такое доброе и готово эти личные прихоти граждан оплачивать.

      Ну и никто не отменяет, похоже, такой штуки, как «целевая аспирантура» — когда какая-нибудь контора, типа НИИ Говна и Торфа, это обучение в аспирантуре оплатит «в обмен» на будущий кабальный труд.

      > По сути, речь о том, что сейчас аспиранты 3 года только учатся, чтобы потом с некоторой вероятностью зарабатывать деньги.

      А вот есть мнение, что работать вполне могут выпускники после 5 курса/бакалавриата, и зарабатывать деньги не «с некоторой вероятностью», а нормально. А те, кто выбрал своей специальностью «изучение головоногих паразитов сизого кита» — их же никто туда палкой не гнал, им же было «интересно». Через 5 лет «интересно» уже не катит, катит «востребованно».

      > Кстати, касательно стимулирующих надбавок – за них я как раз всеми руками

      Я, кстати, тоже.

      > Я понятию не имею, можно ли добиться от “базиса” хоть каких-либо поблажек, но смиряться с такими инициативами точно не хочется

      А у Маркса ответ есть :) Въебывать надо, пахать как папа Карло, пока «вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, — лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права».

      Займись выведением «ветвистой пшеницы», например.

      > Касательно превращения науки – я не понял, это стеб только отчасти или полностью?

      Не стеб. Деньги теперь будут платить только за то, что нужно непосредственно в «капиталистическом хозяйстве», а не за «игрушки» типа пресловутого коллайдера.

      > Да, стоимость образования неуклонно и довольно быстро растет, но “в этих ваших заграницах” практически всегда можно получить либо образовательный кредит, либо частичное софинансирование. Как ни смешно, но наша программа Кредо тоже все еще не развалилась…

      Вот именно — кредит или софинансирование, а не оплату всей этой радости государством.

  2. стоимость одного пентахуза подаренного русским олигархом негритянской любовнице 18млн долларов. Пересчитай в стипендии и вопрос закрывается без взываний к налогоплательщикам.

    дармоеды в вузах и школах нужны(необходимы) для того, чтобы дать возможность найти и вырасти редким талантам. Сводить образование к образованию элиты — верный путь к вырождению.

    1. > дать возможность найти и вырасти редким талантам

      Если честно, я в «редких талантов» не верю. 90% того, что обычно называют «талантом» — это работоспособность, а одаренность — оставшиеся 10.

      > Сводить образование к образованию элиты – верный путь к вырождению.

      Как ни странно, вплоть до начала XX века образование и было прерогативой элиты. Да и вообще, смотря кого считать «элитой». В «лучшие годы» в СССР ВО имело, ЕМНИП, 9% населения.

      1. :а одаренность – оставшиеся 10.

        и тем не менее, выцепить их из общей массы, дать возможность развиться, можно только давать образование всем

        :вплоть до начала XX века образование и было прерогативой элиты

        что плохо для нее кончилось

        :Да и вообще, смотря кого считать “элитой”.

        тех кто в состоянии оплатить образование

        :В “лучшие годы” в СССР ВО имело, ЕМНИП, 9% населения

        сейчас другого образование кроме высшего по факту нет. Если бы были ПТУ/колледжи — да за ради бога, оставить ВУЗ для кредитов/грантов не вопрос. Но профобразования же нет. И если лишить людей еще и высшего, тогда останутся одни морлоки.

  3. Кстати о налогоплательщиках: с момента, когда я беру человека до момента, когда он начинает уверенно приносить деньги проходит от полугода (девушки) до года (парни). В течении этого времени, они тянут деньги, время, гробят репутацию.

    Москвичам эта проблема мало знакома, потому, что они банально перекупают уже обученных людей из провинции не неся затрат, но тут творится страшное — студенты, которые вместо учебы (не говоря уж о том, что и учить то их не учат) носились по побочным заработкам ужасны: знаний полный ноль, апломба немерянно, нормальной практики нет.

  4. Если говорить про ВУЗы технической направленности: Готов под каждым словом подписаться. Про Экономистов-Юристов и прочих ничего не скажу. Не знаю.

    Очень жалею, что не пошел в техникум после 9-го (а затем уже в ВУЗ, если потребовалось бы), а поперся в ВУЗ после 11-го. На 50% потерянное время. Теории в голове первое время было много, а вот практики «0». В отсутствии практики улетучивается и теория.

    Надо больше заниматься «проф подготовкой» в школах в 7-9-х классах. Давать понять, что для получения образования, с которым можно что-то делать, надо идти в технарь. Идти в ВУЗ можно либо сразу как теоретик, либо как практик (с багажом знаний). На моем потоке (специальность Радиотехника) были парни, которые не знали как вольтметром пользоваться(!), я уж про амперметр молчу. И из всего потока в 90 человек, пользу государству приносят 3-4 человека (Глонас колупают или еще где). По специальности — еще человек 10. Остальные… В лучшем случае как я, крутятся около техники и иногда, напрягая мозги, применяют полученные знания.

    Но почему так происходит? А потому, что любой работодатель хочет иметь дипломированного специалиста. И не важно, что там за диплом. Он просто должен быть. К счастью, сейчас от этого стали отходить. Но крайне медленно. Общество само создало ситуацию, когда бумажка (не важно как и где она получена) стала необходимым атрибутом любого человека. Иначе никак…

    1. Неправда. Я вот хочу иметь нормально ПТУшника с 2-3 мя годам изчучения php, в течении которых он сделал несколько десятков лабораторных работ и которые я могу прийти и посмотреть. ВУЗовцы выбивают горькую слезу — человек прожил десятую часть своей единственной жизни коту под хвост.

      ПТУ же нет и не будет, потому что у власти гламурные подонки, типа фурсенки и его канделаки, которые никогда нигде ни одного дня за деньги не работали, ответственности за работу не несли, и вся их деятельность — это, по сути, не более, чем детская игра. Образование для них навроде детской железной дороги.

      Та же Канделаки уссыкается от «симпатичных молодых учителей с горящими глазами» — да какое кому дело до его горящих глаз, ты покажи успеваемость. Нафиг вся эта возня с «талантливым детьми» — они все равно не будут работать, да и ученым станут с весьма малой вероятностью. Но зато это прикольно. А возится с быдлом, натаскивать их на профессиональную деятельность, это же «фу низко». Как сказал мудака Амосов открытым текстом «я и не буду учить студентов программированию, зачем им простейшие навыки?».

  5. Я даже в ПТУ не учился.. ленивый дурак от природы,но когда ко мне на работу приходит дура с трёмя вышками(две технические как выяснилось в суде) с 8800 arte и начинает выёбыватся какого хуя её телефон умер после стирки в стиралке…и «КАКОГО ХУЯ»(цитата) мы не будем его ремонтировать по гарантии…. пропадает даже желание ,не то что получить ВО ,которое хоть (весьма весьма может быть и то хЗ в рэндом степени) и даёт шанс устроится на работу где можно чему то новому научится,ну или хотя бы зарплату больше 40к RUR (москвэ),вообще думать о том во что превратилось то что у нас называют образованием…
    страна дураков ,хер тут чего изменится..(((( пару лет назад,я почему то думал что может что то и изментся… нет пути блеать
    З.Ы эт всё тупое ИМХО

Добавить комментарий для dsa Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *