Обзор стереонасадки СКФ-1, часть первая, теоретическая

Начну, пожалуй, с цитаты из журнала «Наука и жизнь» за апрель 1968 года.

Время от времени фотолюбителям напоминают: стереофотография — это хорошо. И тем не менее она еще не получила такого распространения, какого заслуживает.

Дальше в статье, проиллюстрированной четырьмя стереопарами фотолюбителя Л. Хунцелии, приводилось семь способов получения стереопар: от использования фотоаппарата «Спутник» — стереоварианта «Любителя-2», напоминавшего габаритами кирпич, и стоившего 36 рублей (в современных условиях заменяется отвратной мыльницей Fuji Finepix W1 стоимостью, держитесь за стул, 20 с лишним килорублей), до «спаривания» аппаратов «Смена» (заменяются любой мыльницей ценой до 4000 рублей) или способа «с ноги на ногу». В числе прочего предлагался вариант объединения в одном корпусе двух аппаратов «Киев-Вега», снимавших на 8-мм пленку, требовавший немалых слесарных работ (за авторством техника Института кибернетики АН УССР В. Нищенца). Естественно, такие радикальные методы я пропагандировать не буду, а опишу способ под номером четыре:

Купить стереонасадку к фотоаппарату. Насадка подходит к аппаратам «ФЭД», «Зенит», «Киев» и «Зоркий». На кадре размером 24×36 мм получаются два снимка 24×18 мм. Тоже неплохо, но вот то, что кадр вертикальный, не всем нравится. Стереонасадка продается в комплекте со стереоскопом. В продаже, правда, бывает очень редко.

Видимо, стереонасадки оставались дефицитом вплоть до конца их производства (ориентировочно — 1991 год, спасибо Ельцину, Кравчуку и Шушкевичу). Ничем другим нельзя объяснить то, что у продавцов на Измайлово и на «Молотке» до сих пор имеются стереокомплекты типа СКФ-1 выпуска конца 80-х, не поступавшие в розничную продажу, с идеально чистым гарантийным талоном. Естественно, в белой пластиковой коробке сохранен весь комплект: сама насадка, приставка-стереоскоп, переходные кольца для крепления к объективу, крышка-рассеиватель, диафрагмирующая вставка и демонстрационный стереослайд.

general

Как написано в инструкции, «стереокомплект фотографический СКФ-1 (стереокомплект) предназначен для получения фотолюбителями стереоскопических снимков на обращаемых цветных и черно-белых фотопленках с помощью фотоапарата «Зенит» с объективами типа «Гелиос-44″ и просмотра стереоскопических снимков в диапозитивных рамках размерами 50×50 мм».

Естественно, с 1988 года, когда были разработаны ТУ 3-3.1996-88, описывающие эти стереонасадки, прошло целых 22 года, обращаемые («слайдовые») цветные и черно-белые фотопленки вместе с фотоаппаратами «Зенит» и объективами типа «Гелиос-44» (вру, «Гелиос-44» все еще кошерны) окончательно потеряли актуальность. Теперь продвинутые фотолюбители в своей массе пользуются «кропнутыми» цифровыми зеркальными камерами разных типов. Тем не менее, даже сейчас такой насадкой вполне можно пользоваться, попутно устраняя некоторые ее недостатки способами, которые 20 лет назад казались абсолютной фантастикой.

Устройство насадки довольно просто. Всего-то — четыре зеркала, три стекла и пластиковый корпус. В 1989 году цена насадки составляла 35 рублей, в 2010 новые, неиспользованные насадки продают по 800.

disasm

Довольно полезно свежекупленную насадку разобрать и слегка почистить от пыли и какого-то странного налета на стеклах. Видимо, его появление вызвано долгим хранением. При чистке надо очень аккуратно обращаться с зеркалами, чтобы не поцарапать их — отражающее покрытие нанесено поверху. Разборка очень проста — сначала откручиваем винты, крепящие заднюю крышку, затем снимаем переднюю, установленную на защелках. После этого извлекаем насадку из корпуса, отогнув удерживающую станину с зеркалами нижнюю часть.

Принцип работы насадки очень прост и понятен из схемы.

scheme

Легко понять, что правильность работы насадки зависит от угла поля зрения объектива (то есть от фокусного расстояния). Если объектив более широкоугольный, чем требуется, то по краям кадра будут видны посторонние предметы (так как центральная пара зеркал не закрывает поле зрения полностью). Если же угол поля зрения слишком мал, то левая и правая картинки практически не будут пересекаться.

У объективов типа «Гелиос-44» с фокусным расстоянием 58 мм угол поля зрения на полноформатной камере составляет около 40 градусов. Соответственно, при использовании других объективов надо постараться подобрать близкий угол поля зрения. Из доступных объективов на «кропнутых» камерах схожим углом поля зрения обладает объектив Мир-1В (фокусное расстояние 37 мм). Комплект кропнутая зеркалка + Мир-1В + переходник на M42 + стереокомплект оказывается вполне жизнеспособен.

alpha200

Стереонасадка крепится к объективу спереди, на резьбу для светофильтров. В комплекте имеется крепеж для объективов с присоединительной резьбой светофильтров M52x0,75 и M49x0,75. Кольцо на креплении насадки позволяет зафиксировать ее в горизонтальном положении. При фотографировании в имеющийся в насадке паз вставляется рамка-диафрагма из комплекта насадки.

diaframe

К сожалению, рамка-диафрагма сильно ограничивает поле зрения объектива, вызывая сильное виньетирование по краям кадра при закрытии диафрагмы. Инструкция рекомендует использовать относительное отверстие 1:4. При сильно открытой диафрагме, особенно на «полном кадре», половинки стереопары накладываются друг на друга.

Из-за черной линии посередине, экспонометр камеры (и RAW-конвертеры, кстати) начинает привирать. При использовании внешнего экспонометра надо помнить, что стереонасадка «съедает» 1 EV.

Стереобаза насадки — около 60 мм. ИМХО, маловато, учитывая, что ЭФР объектива для полукадров получается аж 110-120 мм. Наилучший стереоэффект, по инструкции, получается при расстоянии до объекта съемки от 2 до 10 метров. В принципе, это удобно для портретной и макросъемки, можно снимать и динамичные сцены. Для пейзажной съемки существуют и другие способы сделать стереопару.

К фокусировке со стереонасадкой надо привыкать. Довольно странно с непривычки выглядят два практически одинаковых кадра в видоискателе, тем более сравнительно мелких.

Прочие «болезни» стереонасадки — нелюбовь к контровому свету и склонность к бликам, видимо, можно отнести как на счет самой ее конструкции, так и всей системы насадка+объектив. Надо будет попробовать изготовить «бленду» для нее.

Легко понять, что оптическая схема стереонасадки «обратима». Добавив спереди окуляры, а на место рамки-диафрагмы вставив слайд, получим несложный стереоскоп.

stereoscope

«Слайды» для него я пробовал печатать на принтере. Результат довольно неоднозначный. С одной стороны, светопропускания бумаги Epson Premium Glossy хватает на просмотр снимков при дневном или ярком искусственном освещении. Зрители остались более чем довольны. Цветопередача, естественно, оставляет анаглифический метод далеко позади. С другой стороны, разрешение принтера намного меньше, чем даже разрешение плохого фотообъектива (тот же «Гелиос-44» для «совков и быдла», то есть массовые варианты) и плохой слайдовой пленки, и мелкие детали просто не видны. Кроме того, заметны линии растра принтера.

Завтра выложу свои питерские стереофотографии с комментариями по поводу качества стереосъемки.

Обзор стереонасадки СКФ-1, часть первая, теоретическая: 8 комментариев

  1. как раз пользую Зенит ЕТ. И прикупил плёнки для слайдов. Это я про актуальность.
    Посмотрел на насадку и начал облизываться. Пойду искать, где купить.

      1. спасибо, заказал. Сложилось впечатление, что вместо продавца бот отвечает :)
        Ждем посылочки.
        Ставить буду, как уже писал выше, на Зенит с позитивной пленкой

  2. Опа, у тебя тоже альфа!
    Кстати, я тебе отправил тебе ответ, но тебя в оффлайне не было. Вкратце — хотел посоветоваться насчёт того, чтобы перейти на стендалон. Напиши на мейл, плиз, или дай ссылку на свои посты по этой теме — буду очень благодарен.

    Алсо, если у тебя есть на следующие выходные возможность увидеться очно — пиши. Давно не общались чота )))

    1. Ну я кагбэ никогда не скрывал, что использую Sony. Но если бы у меня на момент покупки говнозеркалки не было бы пары объективов Minolta — то однозначно выбрал бы Сапоп, там нет проблем с прыгающей диафрагмой у объективов с M42.

  3. Шура!! Огромная просьба дать эл. ящик Виталия Николаевича Нищенца!
    Я его разыскиваю уже много лет!!! Когда-то были соседями, он меня многому научил, а потом
    жизненные пути разошлись. С уважением, фотолюбитель Виктор Марченко.
    http://foto.mail.ru/mail/marchviktor/

Добавить комментарий для ext:golergka@lj Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *