«АдмиралЪ» как шедевр жанра фентези

Смотрел фильм «АдмиралЪ». Где-то к середине фильма возникло ощущение, что напишу этот пост. Так и вышло. Сегодня речь пойдет о настоящем русском фентези — нет, не о низкопробных книжках на плохой бумаге, а об исконно русском жанре ерни на примере новой фильмы «АдмиралЪ».

Ерня — это уникальный художественный жанр, как ее определяет уважаемый [info]ab_pokoj — «смесь ретро-идеализма с махровым толкиенизмом». Толкиенизм головного мозга — опасное заболевание, поражающее межушной нервный узел. Оно не зря названо в честь известного английского пейсателя (кстати, в отличие от многих, я его пытался читать — но ниасилил, скука смертная). Немногие замечают, что в книгах Толкиена кроме чисто художественной, присутствует еще и «идейная» составляющая — причем представляющая собой совершенно отвратительную вариацию расизма. Для «нормального» белого расиста конца XIX века было совершенно очевидно, что белая раса превосходит все прочие потому, что (здесь следует длинный перечень достоинств, желающие могут почитать, к примеру, «Бремя Белых» Киплинга и прочие подобные произведения). «Толкиеновский» расизм — вещь совершенно другая. Здесь эльфы лучше орков исключительно потому, что они — эльфы, «высшие создания». Соотвественно, в пораженном толкиенизмом мозгу возникает деление всех Homo Sapiens на «эльфов и орков», «людей и нелюдей» и тому подобное. При этом «нелюди» просто физически неспособны думать, чувствовать и прочая, и прочая, и прочая. Как минимум, у «нелюдей» просто отнимается свобода воли — они не могут действовать так, как люди, а буквально «должны» грабить, убивать и так далее — просто какая-то генетически обусловленная злоба и агрессия против всего «разумного, доброго, вечного».

Конечно, очень удобно ощущать себя в «стране эльфов», напрочь порвать с реальностью и проживать в мире сладких грез и волшебных фантазий, вызванных отнюдь не чудесными снадобьями, а исключительно особенностями тончайшего устройства психики. Правда, не у всех получается вызывать эти грезы и фантазии без «внешнего возбуждения». Подтолкнуть же к отрывы от реальности могут, например, те же книги Толкиена — тогда прыщавые дуры с внешностью обезьяны и грацией бегемота, напялив на себя бабушкину ночную рубашку, воображают себя нефиговыми эльфийскими принцессами, а их кавалеры — слабосильные умственно отсталые придурки с картонными мечами — такими же нефиговыми эльфами. Впрочем, это полное извращение, лечению (кроме живительной эвтаназии и свинцовых примочек) не поддающееся.

Другие формы волшебных фантазий — это, например, вышеназванная ерня. Здесь место книг Толкиена занимают так называемые «исторические» произведения на тему молочных рек с кисельными берегами в России образца 1913 года (плюс-минус сколько-то). «Базовый набор» — балы, красавицы, лакеи, юнкера, вальсы Шуберта и хруст французской булки. Напомню, что все эти удовольствия были доступны только дворянскому сословию, составлявшему всего лишь 2% населения России. Но, конечно, остальные 98% — это «быдло», скот, которому не место в сладких фантазиях.

На стыке «ностальгии» по французской булке и «идеологического» толкиенизма рождается жанр ерни, со всеми его атрибутами в виде православных куполов, доброго царя-батюшки, балов в Дворянском собрании и прочей дури, а также употребляемых к месту и не к месту ятя, ижицы и ера — от любви к которому и происходит название жанра.

Все это присутсвует в «Адмирале» в множественном числе, сочетаясь с абсолютной тупорылостью сценаристов. Главная ошибка пиарщиков фильма — определение жанра, как «исторический», когда на историчность фильм не тянет с самого начала.

Наверное, только ленивый не пнул сапогом одну из первых сцен фильма — когда контр-адмирал Колчак, почему-то оказавшись еще с десятком офицеров на миноносце «Сибирский стрелок» во время постановки мин, да еще при полном параде и в орденах (переводя на «обычный» сухопутный язык — командир дивизии в парадной форме ползет в разведку резать колючую проволоку и брать языка — абсурдность ситуации понятна даже неморскому ежу), сначала метким выстрелом попадает ВНЕЗАПНО появившемуся немецкому крейсеру в радиорубку (пишу и вспоминаю — подобный по тупости эпизод был в тупом американском фильме U-571), затем, устроив на палубе молебен, идет прямо на минное поле, где С БОЖИЕЙ ПОМОЩЬЮ ловко обходит все мины, а «немец», неспособный буквально в упор попасть в миноносец (а тому хватило бы и одного-двух попаданий, тем более с «дистанции пистолетного выстрела»), едва зайдя на это самое поле, ФЕЕРИЧНО взрывается. Можно сколько угодно удивляться тому, каким ветром на миноносец занесло адмирала со штабом — миноносцем обычно командует лейтенант, почему в 1916 год «вплыл» «Сибирский стрелок» времен русско-японской войны, почему на постановке мин у миноносца работают только два котла из четырех, насколько пьяны немецкие комендоры, раз не могут в упор расстрелять миноносец, и, наконец, чем был загружен крейсер, чтобы разлететься в клочки.

На фоне всего этого военно-морского идиотизма трудно заметить идиотизм поповский — начиная от молитв всей команды на палубе (кочегары, видимо представляли собой чертей, и вместо того, чтобы участвовать в мракобесии наверху, яростно кидали уголь в топки) до императорских благословений. Кстати, насколько я знаю, двумя перстами благословляют только раскольники. Раскрыта тайная сущность Николая Второго?

Кроме фееричного в своей идиотии морского боя, в фильме смотреть не на что. Дальше начинается еще более фееричная «любовь с первого взгляда Лизы Боярской к АдмиралЪу», сопровождаемая красочными картинками, изображающими «высокие светлые чувства». Как-то не акцентируется внимания на том, что АдмиралЪ женат, а Лиза как бы замужем — там же Высокие Эльфийские Чувства!

Конечно, жанр ерни не предполагает хеппи-енда после 1917 года. АдмиралЪ — не исключение. Пока АдмиралЪ на Черном море командует крейсером (тут глаза вылезают на лоб — но против сценариста не попрешь) типа «богомерзкий гибрид линкора «Слава» и крейсера «Аврора»», в России происходит Революция — толпы «непонятно откуда всплывшего быдла» (а мне понятно, откуда — не иначе, как со дна унитаза), отважный АдмиралЪ, вернувшись в Петербург, сначала отбывает в Америку, а затем возвращается в Омск и объявляет себя Верховным Правителем России. Здесь режиссеру дали указание изобразить патриотические чувства масс, он и изобразил — в понятной ему, режиссеру, форме.

Как-то американский флаг не вяжется с обилием российских триколоров, да и французы не добавляют доверия к поповско-патриотическому пафосу, свойственному ерне. Дальше — больше. Пока на переднем плане пролетают снежинки, на заднем ненавязчиво проплывает императорский орел со скипетром и державой.Напомню, что еще в феврале 1917 у орла «отобрали» символы императорской власти — короны, скипетр и державу. Ни одно из многочисленных «белых движений» не было монархическим настолько, чтобы использовать старую символику. У наших декораторов — все наоборот. Это не учитывая того, что в глазах буквально рябит от вездесущих триколоров.

Всю эту триколорную идиллию ВНЕЗАПНО нарушает все то же вездесущее быдло. Против быдла идет сражаться генерал Каппель, «известный советскому зрителю по фильму «Чапаев»». К сожалению, у сил добра заканчиваются патроны, а «отважные пулеметчики» мордовских орков из предыдущего поста продолжают поливать добрых эльфов свинцом. Признаться, здесь я вместе с режиссером мог бы пожалеть, что проклятое быдло уничтожило всю интеллигенцию. В новом русском кино даже красиво сходить в психическую атаку не могут. Следующие кадры в комментариях не нуждаются.

Финал всей этой ерни закономерен — Колчака-Хабенского расстреливают на фоне вездесущих церковных куполов и сбрасывают в прорубь в форме креста. Зрители едва сдерживают слезу — за что же орки расстреляли такого белого и пушистого Верховного Правителя России, он же ничего не сделал — только просидел полфильма в купе с Лизой Боярской, спасаясь от большевистских орд. Дальше — убого украденный финал из «Титаника», титры, повествующие о нелегкой судьбе остальных героев фильма и долгожданный THE END, знаменующий окончание двух часов бездарно потраченного времени.

Естественно, что «махровый толкиенизм», присущей ерне, протянул щупальца метастазы и в другие области моска режиссера. Колечко Made in China в наличии. К сожалению, Пендальф оказался где-то далеко и не смог помочь прекрасным эльфам в борьбе с мордовским быдлом. Финал закономерен.

Тут у нас приближаются праздники, стыдливо именуемые то «Днем народного единства», то «Днем согласия и примирения». Не знаю, о каком «единстве», а тем более, «согласии и примирении» может идти речь, когда выпускаются подобные «художественные произведения». Основная суть жанра ерни, как и любого фентези — в противостоянии Абсолютного Добра и Мега-Зла, причем и Зло, и Добро распределено по «расовому» признаку — эльфы, люди и гномы воют с орками, а Колчак и Каппель — с «большевиками». Естественно, что роль Мега-Зла отводится силам Ленина-Саурона — то есть «быдлу».

Особенно забавно наблюдать сей «исторический толкиенизм» у некоей студентки истфака МГУ. [info]rose_princesse пишет:

Сходила на «Адмирала». То ли из-за больного-коматозного состояния, то ли из-за самого фильма, но никакого душераздирающего впечатления на меня это не произвело. Да, этот фильм показывает и произносит все то, что я думаю и о революции. И момент, в который действительно дернуло, — расстрел офицеров. Эта трагедия для страны, то, что не исправляется.

Хотя нет-нет, да промелькивала мысль: «Как же ж надо было мужиков довести, чтобы они так озверели». Однако я полностью согласна *сама с собой, вероятно*, что революция подняла со дна все быдло, в нем-то мы и купаемся, и будем купаться.

Не знаю, учат ли ненависти к «быдлу» на истфаке, или это просто необходимая для всякого интеллигентного человека черта, но потом недостреленные офицеры развлекались, вырезая звезды на спинах этого быдла, а душка Колчак начал свою «карьеру» Верховного Правителя с того, что зверским образом ликвидировал тогдашних «народных избранников» — членов Учредительного Собрания. Замечу, что большевиков среди нех не было, а были «интеллигентнейшие люди» — между прочим, все поголовно — выпускники Императорских Университетов.

На этой печальной ноте хочу дать совет всем эльфам — не обольщайтесь насчет прошлого, да и насчет будущего — тоже.

PS А кроме того, при просмотре фильма постоянно возникало ощущение, что где-то я все это уже видел. Все-таки Егор Бероев и Костя Хабенский — это Фандорин-1877 и Антон Городецкий сответственно, но никак не белые офицеры. Максимум, на что «тянет» Хабенский — так это на роль темного эльфа-террориста Грина, но никак не на АдмиралЪа.

«АдмиралЪ» как шедевр жанра фентези: 3 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *